142180 Московская область, г.о.Подольск, мкр.Климовск, Больничный проезд, д. 1 к.1
Версия для слабовидящих

5 основных лечебных эффектов транскраниальной микрополяризации у детей

image
image
image

Микрополяризация головного мозга – это метод лечения расстройств центральной нервной системы с помощью постоянного тока малой величины. Сила тока разрядов настолько мала, что воспринимается мозгом как электрическая активность нейронов, и поэтому не оказывает опасного стимулирующего действия. Напротив, воздействуя на клетки мозга, ток активирует их поврежденные участки и возвращает утраченные функции. Преимущество процедуры в том, что она позволяет стимулировать структуры мозга напрямую, в местах, где нарушены природные процессы.

Суть транскраниальной микрополяризации

ТКМП нередко используется в качестве монотерапии. Также она назначается при комплексном лечении большинства патологических состояний, связанных с органическим поражением ЦНС детского возраста.

Опыты, в которых она применялась, продемонстрировали:

  • улучшение моторных, когнитивных навыков у больных;
  • купирование гиперкинезов и эпиприступов;
  • нормализацию деятельности тазовых органов;
  • более полное восстановление нейронов после «сосудистых катастроф» (инсультов), черепно-мозговых травм и уменьшение очагов деструкции ткани.

Что собой представляет методика?

Транскраниальная микрополяризация головного мозга – это неинвазивная процедура, которая обладает очень высокой избирательностью при воздействии на различные структуры и нейроны. При этом нет необходимости в хирургическом вмешательстве, то есть непосредственном внедрении электродов в черепную коробку. Их накладывают на голову в проекции лобной, височной, теменной коры – туда, где необходимо произвести поляризацию клеточной, пре- и постсинаптической мембран.

Читайте также:  Артроз дугоотростчатых суставов поясничного отдела позвоночника: диагностика и лечение

Подобная направленность достигается за счёт величины пластинок аппарата. Их площадь не превышает 6 см2.

Техника выполнения

Назначается транскраниальная микрополяризация головного мозга детям только после детального осмотра и проведения необходимой инструментальной диагностики.

Для того чтобы определиться с зонами наложения электродов, следует:

  • выполнить КТ, МРТ, электроэнцефалограмму, УЗ-исследования, которые помогут выявить локализацию повреждения нервной ткани (ушиб, инсульт), признаки объёмного образования (аневризмы, опухоли, кисты, абсцесса), очаг эпилептогенеза и т.д.;
  • выявить наличие у больного сопутствующих патологий ЦНС, чтобы выстроить тактику и последовательность воздействия на различные её уровни и структуры.

Сила тока может изменяться в зависимости от заболевания и колеблется в пределах 50 мкА -70 мкА.

Обычно длительность процедуры составляет 20-40 минут. Они проводятся либо ежедневно, либо через день. Курсовое лечение в среднем растягивается на 10-15 сеансов.

Для ТКМП головного мозга используется аппарат «РЕАМЕД-ПОЛЯРИС», разработанный специалистами для этой физиотерапевтической методики. Он позволяет регулировать и изменять параметры стимуляции в работающем режиме. Воздействие на нейроны достигается через наложение стальных пластинок площадью 4-6 см2, которые снабжены гидрофильной прослойкой, непосредственно на голову ребёнка по заданной схеме. Последних существует около 25 с учётом различных заболеваний и патологий ЦНС.

image

image

Все дело в протоколе

Ребёнок получает сеанс микрополяризации, одновременно делая физические упражнения

– Вы говорите, что метод безопасен, но иногда приходится читать о том, что у ребенка после сеансов ТКМП наблюдается поведенческий регресс. Многие родители опасаются того, что скрытая судорожная активность мозга, которая нередко присутствует при аутизме, под воздействием токов может перерасти в полномасштабную эпилепсию.

– Теоретически регресс возможен при неправильно подобранном протоколе. Если у пациента какой-то из центров коры мозга уже работает на подавление других центров, а мы станем его стимулировать, то в принципе возможно обострение. Но с таким я пока что не сталкивался.

Что касается эпилепсии, то ее даже лечат микрополяризацией, ставя катод на эпилептический фокус. Мы пока что так не делали, но неоднократно во время сеансов снимали электроэнцефалограмму, и не наблюдали при этом эпи-активности.

Мы у себя в клинике придаем большое значение безопасности. Знаете, что забавно?

Те, кто относится к ТКМП подозрительно, часто говорят нам: «Экспериментируете на детях?! Вы свои методики сначала на себе опробуйте!»

Они не знают, что буквально этим мы и занимаемся! Любое оборудование проверяем сначала на себе. Вот, например, мой коллега на днях решил посмотреть, что будет, если дать на катод предельную силу тока, механически давить и полностью высушить электропроводный гель – и получил-таки легкий ожег кожи головы, но никакого негативного влияния на собственный мозг не обнаружил.

Читайте также:  Что делать, если заложило уши и от чего это происходит

Мы никогда не начинаем лечения, если ребенок не прошел тщательного обследования. Если мама привела к нам в клинику ребенка без ЭЭГ, мы делаем это исследование на месте бесплатно. Составляя протокол, мы учитываем все особенности и проблемы пациента, стараемся сделать терапию максимально прицельной.

В ТКМП всегда есть новое – новые протоколы, новое оборудование. Тот прибор американского производства, который мы начинаем использовать сейчас, имеет 5 электродов: 4 одного знака и 1 другого. Это позволяет более точно сфокусировать действие тока и увеличивает глубину проникновения.

Еще одна характеристика аппарата – это система Limited Total Energy, которая не дает превысить максимально допустимую силу тока, а также система «параболического» нарастания силы тока, которая обеспечивает равномерное ее увеличение, без скачков.

Еще я бы обратил внимание родителей вот на что. Специалист выставляет на приборе силу тока, но мы не можем быть уверены в том, каково сопротивление, поэтому реальная сила тока, идущего в мозг, нам неизвестна.

Для того, чтобы сопротивление было постоянным, из-под губки под электродом должна постоянно течь вода. Наши лаборантки регулярно поливают губку соляным раствором из водяного пистолета, это обеспечивает постоянную силу тока. Родителям стоит это знать и смотреть, следят ли за этим в том центре, куда они водят ребенка на процедуры.

Экран монитора, на котором отображаются этапы процесса ТКМП. Фото: facebook.com/efimov

– Это ценный совет. Что еще следует учесть родителям, решившим попробовать со своими детьми транскраниальную микрополяризацию?

– Вот что самое главное: необходимо понимать, что ТКМП сама по себе не лечит. Совершенно бесполезно проходить сеансы микрополяризации, а после этого сидеть в темной комнате.

Для ребенка с когнитивными проблемами параллельно с сеансами нужны развивающие занятия, для ребенка с ДЦП – физические упражнения. Только в этом случае мы увидим прогресс в развитии когнитивных или моторных функций.

Представьте, что аутичный ребенок получил 1000 часов поведенческой терапии (АВА), а микрополяризация усилила эффект этих занятий на 20%, да хотя бы даже на 5% – это будет большой прогресс в развитии.

Сейчас уже доступны портативные приборы, позволяющие совмещать сеанс микрополяризации непосредственно с обучением или с физическими упражнениями. Например, при упражнениях на вестибулярный аппарат электрод можно поставить на мозжечок, который отвечает за его функционирование.

Некоторые родители аутичных детей ошибочно полагают, что та или иная терапия вылечит аутизм, и с такими же надеждами приводят ребенка на ТКМП. Вылечить аутизм транскраниальной микрополяризацией невозможно, но можно помочь ему преодолеть конкретные дефициты: недостаток речи, дискоординацию движений, гипервозбудимость.

– А в преодолении дефицитов вы видите результаты?

– Да, вижу. В месяц через нашу клинику проходит до 200 пациентов, многие из них достаточно тяжелые. 140-150 из них получают сеансы микрополяризации и на выходе мы видим положительные сдвиги.

Должен признать, однако, что есть проблема с объективизацией результата. Для того, чтобы провести методически грамотное исследование, нужно примерно полгода, а также нужны экспериментальная и контрольная группы детей. Контрольная группа для сравнения будет получать плацебо-терапию, и это не очень хорошо.

Читайте также:  Менингиома головного мозга – причины, лечение опухоли, прогноз жизни

Мы долго не решались на это, однако в марте нынешнего года такое исследование все-таки начнется. Мы набираем для него аутичных детей в возрасте от 3,5 до 6,5 лет. После окончания исследования мы проведем реальную терапию для детей из группы плацебо.

Мы стараемся быть объективными, ценим критику и отрицательный результат: когда видим, что что-то не работает, мы не считаем ошибкой пробу, и само собой эти исследования бесплатны для пациентов.

К сожалению, у нас в стране в научном сообществе отрицательный результат не в цене, но ведь если мы не получили того, к чему стремились – это тоже результат, это говорит об ошибочности предположения. Значит, его можно отмести и двигаться дальше.

Именно так происходит с зарубежными исследованиями: научная группа получила грант, проверила гипотезу, она не подтвердилась, выводы публикуют. Ни грантодатель, ни научное сообщество не имеют претензий к исследовательской группе. У нас же ценится только результат положительный.

С какой целью выполняется транскраниальная микрополяризация головного мозга детям?

Микрополяризация головного мозга проводится детям с органическими и функциональными поражениями ЦНС. Причём положительный эффект от процедуры наблюдается как при дегенеративных, так и при сосудистых, и аутоиммунных патологиях.

Необходимость назначения данного физиотерапевтического метода определяется исключительно лечащим врачом с учётом наблюдаемой клинической картины. Родители не могут самолично решать подобные вопросы.

Основные показания

Показаниями для проведения ТКМП головного мозга ребёнку считаются:

  • детский церебральный паралич (спастической, гиперкинетической, мозжечковой формы), сопровождающийся нарушением психических и речевых функций, судорожными приступами;
  • энцефалопатии (гипоксически-ишемические, метаболические);
  • сенсоневральная тугоухость;
  • заболевания, проявляющиеся ухудшением зрения (выпадением полей или снижением его остроты) и глазодвигательными расстройствами (косоглазие, ограничение взора вверх и в стороны);
  • неврастения, неврозы, депрессии;
  • восстановительный период нейроинфекций (энцефалит, энцефаломиелит) и черепно-мозговых травм любой степени тяжести, а также их отдалённые последствия;
  • перенесённые оперативные вмешательства на ткани мозга;
  • различные интоксикации и отравления (особенно пестицидами, холинолитиками);
  • преходящие и острые нарушения кровообращения на этапе реабилитации (транзиторные ишемические атаки, инсульты геморрагические и ишемические). Данные патологии крайне редки в детском возрасте, но могут возникать на фоне аномалий и пороков развития нервной и сердечно-сосудистой систем;
  • задержка умственно развития;
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Отличительной чертой микрополяризации является возможность применения методики в остром периоде ЧМТ и инсульта. Её могут выполнять уже на второй день после возникновения болезни. Это делается с целью поддержания жизнеспособности нейронов непосредственно в очаге и окружающей его перифокальной области.

Подготовка ребёнка к процедуре

Специальной подготовки процедура ТКМП головного мозга у детей не требует. Нет необходимости голодать, отказываться от приёма медикаментов и т.п. Но наряду с этой методикой рекомендуется проводить:

  • медицинский массаж при параличах и парезах;
  • лечебную физкультуру и использовать специальные тренировочные костюмы «Адели»-92 и др.;
  • логопедические занятия в случае проблем с речью;
  • психологическую коррекцию эмоционально-волевой сферы;
  • традиционное медикаментозное лечение (нейропротекторы, метаболиты, антиоксиданты, витамины группы В и другие препараты по показаниям).

Комплекс терапевтических мероприятий подбирается доктором в зависимости от наблюдаемого патологического процесса в головном мозге, возраста, общего состояния здоровья пациента.

Стимулирующие пероральные препараты

Существенным преимуществом препаратной стимуляции перед высокотехнологичной аппаратной является её дешевизна и доступность. Покупать такие «активаторы» мозга в интернете могут даже школьники и студенты, что актуально для них во время всего времени обучения, но особенно – в период экзаменов и сессий. Принцип сего воздействия отличается от принципа действия ТМС. Активными элементами могут выступать как композиции, созданные «в пробирке», так и натуральные комплексы растительно-животного происхождения. Последние на рынке представлены множеством различных пищевых добавок и БАДов, к наиболее действенным из которых можно отнести HeadBooster, BrainRush, Optimentis. Они и представляют тройку лидеров своего сегмента. Об этом же свидетельствуют отзывы покупателей, подтверждающих после приёма курса:

  • восстановление памяти,
  • улучшение координации,
  • ускорение процессов мышления.

Дополнительным преимуществом применения таких активаторов становится опосредованное изменение настроения. В частности в качестве одной из особенностей HeadBooster заявлен эффект избавления от страха и тревог. Помимо «химической» обусловленности этого эффекта, существует ещё психологическое объяснение: приобретая способность решать сложные задачи и обнаруживая новые возможности, человек воспринимает происходящее вокруг него спокойнее и увереннее.

Противопоказания для проведения ТКМП

Как и любое физиотерапевтическое воздействие, транскраниальная микрополяризация головного мозга имеет множество противопоказаний системного и местного характера.

Противопоказания к использованию микрополяризации в лечении патологий головного мозга могут быть: абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания

Они таковы:

  • лихорадка (когда температура тела возрастает до фебрильных цифр 38,1 0С);
  • индивидуальная непереносимость действия микротоков;
  • злокачественные новообразования любой локализации;
  • инфекционные заболевания в остром периоде;
  • наличие металлических инородных тел в головном мозге или черепной коробке (титановые пластины и т.п.);
  • установленный кардиостимулятор;
  • патологии крови, сопровождающиеся нарушением свёртываемости;
  • высокое артериальное давление (у детей наблюдается не часто, но при пороках или аномалиях развития аорты или сонных артерий может быть);
  • резко выраженный стеноз сосудов (вне- или внутричерепных);
  • хроническая сердечная недостаточность в стадии декомпенсации;
  • дерматиты, порезы, травмы в проекционных зонах, куда буду накладываться электроды.

Относительные

Как таковых относительных противопоказаний микрополяризация головного мозга у детей не имеет. Все они считаются абсолютными. Изменить данному правилу может только доктор, если потенциальная польза от процедуры, превысит возможное негативное воздействие.

Во время курса лечение нельзя совмещать сеансы ТКМП с:

  • рефлексотерапией (иглоукалыванием);
  • электро- или вибростимуляцией мышц;
  • МРТ;
  • назначением сильнодействующих психотропных препаратов (нейролептики, транквилизаторы).

Другие способы электростимуляции

ТКМП и ТВМП

Одним из видов миостимуляции является трансцеребральная микрополяризация и трансвертебральная микрополяризация.

Данный вид лечения применяется как самостоятельно, так и в комплексном лечении детей с патологией нервной системы, в том числе при аутизме.

Параметры лечения: сила тока при ТКМП составляет 1 мА, при ТВМП до 3 мА. Электроды используются малой площади, располагаются над проекциями определенных долей головного мозга или сегментов спинного мозга.

Совместимые методы лечения:

  • нагрузочные костюмы («Гравистат», «Регент»);
  • ЛФК;
  • массаж.

Несовместимые методы воздействия:

  • иглорефлексотерапия;
  • электростимуляция;
  • магнитостимуляция;
  • применение некоторых групп медикаментов.

Методики:

Читайте также:  Что делать, если болит поясница сзади с левой стороны

  1. ТКМП лобной и височной коры вызывает активацию речевых и когнитивных функций.
  2. ТКМП лобной, теменной и моторной коры нормализует тонус мышц, способствует увеличению объема движений, улучшает двигательную активность и опороспособность.
  3. ТКМП височной и затылочной областей головного мозга улучшает зрительную и слуховую функции.
  4. ТКМП височной и теменной зоны снижает количество и силу судорожных припадков.
  5. ТВМП на различных уровнях спинного мозга нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную функцию и вызывает другие реакции в зависимости от определенного сегмента, на уровне которого производится воздействие микротоками.

Время процедуры начинается с 10 минут, постепенно увеличиваясь до 50 минут. Негативных реакций во время сеанса не возникает, что позволяет использовать эту методику для лечения не только взрослых, но и детей.

Курс лечения состоит из 8—15 процедур, проводимых как в стационаре, так и в поликлинике.

Перед назначением данного лечения необходимо пройти электроэнцефалографию.

Комбинированная терапия

Известно, что воздействие несколькими физическими факторами усиливает действие каждого из них в отдельности, поэтому сейчас активно разрабатываются сочетанные (одномоментные) методики физического воздействия. В отличие от последовательных, они оказывают еще более выраженный терапевтический эффект. К тому же доказано, что при сочетанном воздействии физическими факторами привыкание к ним развивается медленнее, следовательно, эта методика позволяет не увеличивать силу тока и не менять его форму весь период лечения.

Научно доказана высокая эффективность комбинированного воздействия синусоидально-модулированными токами и магнитным полем.

Данная комбинация используется в лечении многих заболеваний, в том числе энуреза.

Транскраниальная магнитотерапия

Этим методом воздействия в комбинации с электростимуляцией мышц передней брюшной стенки лечится ожирение у девочек-подростков. Методика научно обоснована, ее эффективность экспериментально доказана. Помимо снижения ИМТ, данное лечение нормализует работу центральной и периферической нервной системы.

Внутритканевая электростимуляция (ВТЭС)

Интересная методика, которая проводится путем подведения к очагу боли импульсного низкочастотного электрического тока с помощью одноразовых игл.

Стимуляция спинного мозга и нервных корешков

Также электростимуляция применяется при лечении множества заболеваний спинного мозга, объединенных в группу миелодисплазии.

При таких патологиях производится стимуляция спинного мозга и нервных корешков на высоте поражения одиночными и парными импульсами тока, а также с применением биологической обратной связи.

Постоянная стимуляция

Это молодой метод лечения, который проводится с помощью вживленных электродов на различных уровнях поражения нервной системы: головного или спинного мозга. Параметры тока подбираются индивидуально с помощью внешнего блока управления.

Клинические эффекты транскраниальной микрополяризации у детей

Существует множество публикаций, в которых были приведены опыты, доказывающие высокую эффективность транскраниальной микрополяризации головного мозга у детей.

Выявлено, что она:

  • улучшает нервно-мышечную передачу импульса;
  • нормализует функции проекционных зон коры (моторной, зрительной, чувствительной и т.д.) больших полушарий;
  • положительно воздействует на высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь) ребёнка, состояние эмоционально-волевой сферы (снижая тревожность, агрессию, раздражительность);
  • регулирует мышечный тонус при спастических и атонических параличах и парезах;
  • борется с патологиями зрения и слуха.

Определение

ТКМС, или транскраниальная магнитная стимуляция – это способ, применяющийся в научной и клинической практике, который позволяет без боли и наведения электрического тока на расстоянии стимулировать кору головного мозга магнитным полем, получая различные ответы на воздействие коротких импульсов магнитного поля. Этот метод применяется как для диагностики, так и для лечения некоторых видов заболеваний.

Суть методики и механизм действия

Прибор для электромагнитной стимуляции мозга основан на принципе возбуждения электромагнитной индукции. Известно свойство тока, проходя через катушку индуктивности, рождать магнитное поле. Если подобрать характеристики тока и катушки так, чтобы магнитное поле было сильным, а вихревые токи минимальными, то перед нами и будет аппарат ТКМС. Основная последовательность событий может быть такой:

Блок прибора генерирует импульсы высокоамплитудных токов, разряжая конденсатор, когда происходит замыкание высоковольтного сигнала. Конденсатор отличает большая сила тока и высокое напряжение – эти технические характеристики очень важны для получения сильных полей.

Эти токи направляются в ручной зонд, на котором расположен генератор магнитного поля – индуктор.

Зонд перемещается очень близко от кожи головы, поэтому порождаемое магнитное поле мощностью до 4 Тесла передается на кору головного мозга.

Возможно ли обойтись без ТКМП? «За» и «против»

ТКМП головного мозга достаточно сложный процесс. Чтобы её применять, кабинет доктора должен быть оснащён специальным аппаратом, который есть далеко не в каждом медицинском учреждении. Врач обязан досконально знать технику проведения процедуры, схемы наложения электродов, принципы работы прибора.

К сожалению, соблюсти всё это на практике не всегда удаётся. Поэтому микрополяризацию применяют не часто, что, при комплексном подходе в лечении заболеваний ЦНС с использованием других физиотерапевтических методик, не сказывается негативно на состоянии пациента и возможностях его реабилитации и выздоровления.

Как проводится процедура

Микрополяризация мозга может проводиться только по рекомендации врача. Как правило, ее выдают логопеды, неврологи, психиатры. Перед началом процедуры необходимо сделать ЭЭГ. Это выявит наличие патологической мозговой активности и поможет оценить результативность процедуры. На сегодня врачи предпочитают делать электроэнцефалографию в начале, середине и конце курса.

Во время проведения микрополяризации головного мозга больному надевают специальную шапочку, на которой закреплены электроды. Далее врач включает специальный прибор, и начинается воздействие. Проходит процедура полчаса. В это время пациент может читать книги, смотреть фильмы, сидеть в Интернете и многое другое.

На сегодня врачи рекомендуют включать в курс микрополяризации минимум 8 процедур. Однако разрешение на прохождение получить не так-то просто. ТКМП не является распространенным методом борьбы с заболеваниями, некоторые доктора упорно отказываются от ее применения.

Причина кроется в довольно противоречивых данных. Группы тестируемых людей настолько неоднородны, что выборку невозможно соотнести с правилами проведения статистических исследований и, следовательно, сделать какой-либо правдоподобный с научной точки зрения вывод.

Интегральная характеристика результатов исследования

Проводился подсчет общего балла шкале СДВГ-DSM-IV и показателей опросника J. Swanson.

Были сопоставлены более значимые изменения по шкалам:

  • INATT(невнимательность),
  • IMP/HYP(гиперактивность/импульсивность),
  • ADDH (невнимательность без гиперактивности).

Показатель по шкале ODD (оппозиционное расстройство) был в данных группах изменен незначительно и не представлен в работе.

Результаты представлены в таблице 1 .

Таблица 1

Интегральная характеристика результатов опросника J. Swanson и общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV (до курса реабилитации)

Оцениваемые показатели Основная группа n=61 Группа сравнения n=37
Общий балл 40,64±0,92 40,82±0,93
невнимательность 14,41±0,96 15,11±1,10
гиперактивность/импульсивность 6,88±1,098 8,176±0,85
невнимательность без гиперактивности 12,41±0,91 12,64±0,89

Как видно из таблицы, достоверных различий до проводимой реабилитации по сумме баллов интегральной характеристики выявлено не было.

В ходе реабилитации наблюдалось изменение общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV, мы учитывали его снижение в основной группе и группе сравнения, не менее чем на 25%.Сравнительные показатели оказались неоднозначными в исследуемых группах, что и иллюстрирует рисунок 3.

Рис. 3. Изменения общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV в основной группе и группе сравнения.

Из рисунка 3 видно, что снижение общего балла в результате проводимого восстановительного лечения, статистически достоверно выражено в основной группе (с 40,64 до 18,53, p=0,003). В группе сравнения изменения незначительны и статистически недостоверны (снижение с 40,82 до 31 балла p> 0,05). Проведены исследования динамики общей бальной оценки по шкале СДВГ — DSM-IV в течение 3 курсов реабилитации (период наблюдения составлял 12 месяцев), что наглядно видно из рисунка 4.

Рис.4.Динамика изменения общего балла по шкале СДВГ — DSM-IV в основной группе и группе сравнения (после реабилитации).

Из рисунка 4 видно, что в начале проведения курсов реабилитации показатели общего балла сходны в основной группе и в группе сравнения. В ходе проводимого восстановительного лечения в динамике показатели общего балла за 12 месяцев статистически достоверно значительно уменьшились в основной группе (p< 0,005). Уменьшение основных симптомов отмечалось через 6 месяцев в основной группе, положительное влияние микрополяризации сохранялось через 9 и 12 месяцев.

Читайте также:  Вегето-сосудистая дистония и панические атаки, как не перепутать

Таким образом, в ходе проведенного исследования произошли изменения общего балла по шкале СДВГ — DSM-IV и показателей модифицированного опросника J. Swanson, что и отражено в таблице 2:

Таблица 2.

Интегральная характеристика результатов опросника J. Swanson и общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV (до и после курса реабилитации).

Оцениваемые показатели Основная группа

n=61

Группа сравнения n=37
До лечения После лечения До лечения После лечения
Общий балл 40,64±0,92 18,53±1,1* 40,82±0,93 31,0±0,93
Нарушения внимания 14,41±0,96 6,53±0,92* 15,11±1,10 14,57±1,23
Гиперактивность/импульсивность 6,88±1,098 2,88±0,58* 8,17±0,85 5,52±0,82**
Невнимательность без гиперактивности 12,41±0,91 5,7±0,76* 12,64±0,89 10,0±0,99

Примечание:* p<0,005, **</strong>p<0,05 (достоверность различий по сравнению с величинами показателей до лечения).</strong>

Как видно из таблицы, статистически значимое уменьшение общей балльной оценки отмечалось только в основной группе (с 40,64 до 18,53, p=0,003) и статистически не достоверно в группе сравнения (с 40,82 до 31 балла p> 0,05).Статистически значимым было снижение баллов в модифицированном опроснике J. Swanson по проявлениям INATT — невнимательность (с 14,41 до 6,53, p = 0,004), IMP/HYP- импульсивность/гиперактивность (с 6,88 до 2,88, p = 0,004), ADDH- невнимательность без гиперактивности (с 12,41 до 5,70,p=0,002) в основной группе, IMP/HYP- импульсивность/гиперактивность (с 8,17 до 5,52, p < 0,05) в группе сравнения и не являлось статистически достоверным в группе сравнения — по проявлениям INATT- невнимательность (с 15,11 до 14,57, p>0,05), ADDH- невнимательность без гиперактивности (с 12,64 до 10,0, p>0,05), что и наглядно отражено на рисунках 5, 6, 7.

Рис. 5 Изменения показателя нарушения внимания в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005)

Рис. 6 Изменения показателя импульсивность/ гиперактивность в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005,** p < 0,05)

В основной группе улучшение по результатам общего балла и показателям опросника J. Swanson. наблюдалось у 50 (81,97%) детей (p = 0,004). Эти дети получили по 3 полных курса восстановительного лечения. У 11 детей (18,03%) общее состояние не изменилось, что было связано с неполным проведением курса реабилитации (проведено по одному или два полноценных или неполных курса реабилитации) из-за самостоятельного прерывания лечения и с отсутствием заинтересованности со стороны семьи.

Рис. 7 Изменения показателя невнимательность без гиперактивности в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005)

В группе сравнения улучшение было достигнуто только у 12 детей (32,43%), состояние без изменения отмечалось у 25 детей (67,57%). Это иллюстрирует рисунок 8:

Рис. 8 Эффективность лечения по данным опросника J. Swanson и общего балла шкалы СДВГ-DSM-IV детей основной группы и группы сравнения.

В результате анализа анкетирования родителей пациентов исследуемых групп было выявлено изменение следующих показателей психоэмоционального состояния:

  • улучшение сна;
  • возникновение интереса к окружающему миру и проводимым занятиям;
  • активизация памяти и внимания;
  • ускорение формирования правильных навыков при различных речевых нарушениях; появлении новых звуков, слов;
  • улучшение аппетита.

Эти изменения отражены на рисунках 9 и 10.

Рис.9. Показатели психоэмоционального статуса в основной группе и группе сравнения до курса реабилитации.

Как видно из рисунка 8 эти показатели идентичны в обеих исследуемых группах до проведения курсов восстановительного лечения.

Анкетирование родителей основной группы и группы сравнения проводилось в динамике (период составлял 12 месяцев). Результаты анкетирования отражены на рисунке 10:

Рис. 10. Показатели психоэмоционального статуса в динамике в основной группе и группе сравнения.

Как видно из рисунков 9 и 10:

  • улучшение сна было статистически достоверно отмечено в основной группе (изменилось с 1,58 до 0,53 p< 0,001) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,35 до 0,94, p>0,05);
  • активизация памяти и внимания статистически достоверно проявилось в основной группе (с 2,23 до 1,06, p < 0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 2,17 до 1,71, p> 0,05);
  • ускорение формирования правильных навыков при различных речевых нарушениях было статистически достоверно выражено в основной группе (с 2,05 до 1,01, p <0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 2,17 до 1,41, p> 0,05);
  • возникновение интереса к окружающему миру и проводимым занятиям статистически достоверно проявилось в основной группе (с 1,94 до 0,88, p < 0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,88 до 1,35, p> 0,05);
  • улучшение аппетита было статистически достоверно выражено в основной группе (с 1,29 до 0,77, p <0,05) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,23 до 1,06, p> 0,05).

При сравнительном анализе результатов визуальной оценки электроэнцефалограммы после курса ТКМП положительная динамика отмечалась у 39 детей (63,9 %) основной группы и 11 детей (29,7%) группы сравнения.

Регистрировались следующие положительные изменения: увеличение количества групп альфа-волн в теменных отведениях полушарий и снижение количества полифазных потенциалов в затылочных отведениях. Данные количественной ЭЭГ свидетельствуют об увеличении мощности волн альфа-диапазона в теменных и затылочных отведениях.

Таким образом, положительные клинические изменения у детей с СДВГ, такие как неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка, сопутствующие нарушения поведения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности полностью подтвердились при функциональном исследовании.

Где используется данная методика?

Подобное воздействие на головной мозг может использоваться для лечения как взрослых, так и детей. Для малышей оно наиболее предпочтительно, так как позволяет достигнуть максимальных результатов лечения многих тяжелых заболеваний.

При болезнях нервной системы у ребенка микрополяризация мозга эффективна для улучшения состояния при следующих проблемах:

  • Отставание в развитии.
  • Недержание мочи (преимущественно ночное).
  • Дегенеративно-дистрофические процессы.

У взрослых транскраниальная микрополяризация головного мозга используется при более широком спектре заболеваний, однако обладает несколько меньшим лечебным эффектом, нежели у детей. Процедура позволяет максимально устранить следующие проблемы:

  • Последствия инсульта.
  • Остаточные явления после черепно-мозговых травм.
  • Изменения функционирования мозга после отравления ядами-холинолитиками.
  • Афазию.
  • Неврозы и неврозоподобные состояния.

В редких случаях транскраниальная микрополяризация головного мозга может применяться как метод стимуляции творческих способностей и памяти.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации